Пятница, 03.05.2024, 14:01 | RSS
Вечерняя школа
г. Оленегорск

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 131

Педагогическая мастерская



 
Элементы – неметаллы, их важнейшие соединения.
Тема: Подгруппа углерода.

Урок: Соединения кремния.

Задачи:
- изучить свойства соединений кремния: оксида кремния (II), кремниевой кислоты, силикатов;
- совершенствовать умение сравнивать вещества, выявлять черты, сходства и различия в их составе и свойствах;
- продолжить формирование знаний о взаимосвязи свойств вещества с его строением;
- развивать у учащихся основные мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
- воспитывать у учащихся умения высказывать свою точку зрения и аргументировать её.
Мотивация и целеполагания:
«Кремний и его соединения – основа неорганической природы»
(А.Е. Ферсман)
В природе кремний находится преимущественно в виде кремнезема (песка) Si02 и силикатов.
Чистые кристаллы оксида кремния (IV) образуют несколько поли-морфных модификаций, одна из которых кварц, встречающийся в виде горного хрусталя. Красиво окрашенные кристаллы кварца (аметист, дымчатый топаз, сердолик, агат, опал, яшма и т.д.) являются полудрагоценными камнями (презентация «Минералы Кольского полуострова»).

Материально обеспечение урока: коллекция «Минералы», лист са-мопроверки, штатив для пробирок, пробирки, растворы Na2SiO3, K2CO3, K2SiO3, HCl, H2O, лакмусовая бумага , таблица растворимости).
I. Проверка домашнего задания и актуализация знаний.
Проводим по листу самопроверки (см. Материалы к уроку).
По необходимости - консультация учителя.
II. Опрос и дальнейшая актуализация знаний.
В виде блиц опроса по вопросам (см. Материалы к уроку) или в виде игры «Самое сильное звено» по тем же вопросам.
III. Изучение нового материала и первичный контроль.
Кремнезем существует в виде различных форм: кристаллической, аморфной и стеклообразной.
Наиболее распространенной кристаллической формой является кварц. При разрушении кварцевых горных пород образуются кварцевые пески.
Монокристаллы кварца прозрачны, бесцветны (горный хрусталь) или окрашены примесями в разные цвета (аметист, агат, яшма и др.).
Аморфный SiO2 встречается в виде минерала опала; искусственно получают силикагель, состоящий из коллоидных частиц SiO2 и являющийся очень хорошим адсорбентом.
Стеклообразный SiO2 известен как кварцевое стекло. SiO2 как и CO2, солеобразующий кислотный оксид. В отличие от CO2 SiO2 твердое тугоплавкое вещество, не растворимое в воде. Он обладает атомной кристаллической решеткой. Около каждого атома кремния располагаются четыре атома кислорода. При этом образуется своеобразный неорганический полимер. Его формула (SiO2)n

|      |      |
― Si ― O ― Si ― O ― Si ―
|      |      |
O     O     O
|      |      |
― Si ― O ― Si ― O ― Si ―
|      |      |
O     O     O
|      |      |

Как объяснить большую разницу в свойствах оксида углерода IV (СO2) оксида кремния SiO2 (cм. «Материалы к уроку»).
В кристаллическом виде реакционная способность SiO2 низкая. В аморфной форме он более активен.SiO2 и CO2 являются кислотными оксидами и реагируют с основными оксидами, водными растворами щелочей.
1. С основными оксидами при нагревании:
SiO2 + H2O → K2SiO3
SiO2 + CaO → CaSiO3
2. С водными растворами щелочей:
SiO2 + 2NaOH → Na2SiO3 + H2O
3. В отличие от CO2 SiO2 не растворяется в воде:
SiO2 + H2O ∕→
4. SiO2 является нелетучим оксидом, вытесняет CO2 из Na2СO3
(при сплавлении):
SiO2 + Na2СO3 → CO2↑ + Na2SiO3
5. С газообразными HF и F2:
SiO2 + 4HF(г) → SiF4 + 2H2O
SiO2 + 2F2 → SiF4 + O2 (тетрафторсилан)
6. Восстановление Si из SiO2 магнием:
В SiO2 содержится кремний в высшей степени окисления, следова-тельно SiO2 может выступать в роли окислителя. Окислительные свойства для SiO2 не характерны. Пример такой реакции
Si+4O2 + 2Mg0 ↔ 2Mg+2O + Si0
Применение.
Соединения кремния в виде кварцевого песка используют в стекольной промышленности, в качестве строительного материала для изготовления динаса – огнеупорного материала.
Самое важное - кварцевое стекло, обладающее самым низким температурным коэффициентом расширения, применяется для изготовления химической посуды и осветительных приборов.
И углерод и кремний образуют высшие гидроксиды – кислоты: соответственно угольную и кремниевую. В свободном виде не получены. H2CO3 существует только в разбавленных растворах, а кремниевая кислота существует только в полимерной форме. Формулы для кремниевой H2SiO3 (метакремниевая кислота) и H4SiO4 (ортокремниевая кислота) – отражают только соотношение атомов элементов в соединении а не истинный состав вещества.(работа с учебником)
Кремниевая кислота в отличии от угольной полимер, имеющий следующую структуру
OН   OН   OН
|      |      |
… ― O ― Si ― O ― Si ― O ― Si ― О ― …
|      |      |
OН   OН   OН
Структурные звенья соединяются в цепи, образуя поликремниевые кислоты (H4SiO4)n. Поликремниевые кислоты в воде нерастворимы.
В таблице растворимостей солей и гидроксидов видим, что кремниевая кислота нерастворима в воде. Её нельзя получить растворением оксида в воде, как угольную.
Способ получения:
Опыт 1: Осаждение сильными кислотами из растворов силикатов щелочных металлов
Na2SiO3 + 2HCl → H2SiO3↓ + 2NaCl
SiO32- + H2O → H2SiO3
Свежеприготовленная кремниевая кислота выделяется в виде геля – студенистого осадка. Кремниевая кислота слабая кислота, она слабее угольной кислоты.
При пропускании углекислого газа через растворы силикатов происходит вытеснение из них кремниевой кислоты (качественная реакция на силикат - ионы)
K2SiO3 + CO2 + H2O → H2SiO3↓ + K2CO3
SiO32- + CO2 + H2O → H2SiO3↓ + CO32-
При нагревании кремниевую кислоту можно постепенно обезводить:
H2SiO3 → SiO2 + H2O
В результате оксид кремния (IV) выделяется в виде пористого материала силикагеля, который применяется для поглощения водяных паров и газов, очистки нефти, керосина, как катализатор.
Кремниевая кислота (как и угольная) реагирует с растворами щелочей с образованием солей силикатов.
Опыт 2: растворение H2SiO3 под действием раствора NaOH
H2SiO3 ↓ + 2NaOH = Na2SiO3 + 2H2O
H2SiO3 ↓ + 2OH- = SiO32- + 2H2O
Условная формула силикатов Men(SiO3)m, не отражает истинный сложный состав силикат ионов. Как большинство солей, карбонаты и си-ликаты – ионные соединения, при обычных условиях твёрдые вещества, бесцветные, если катион металла не дает характерную окраску. В воде растворимы только карбонаты и силикаты щелочных металлов.
Концентрированные растворы Na2SiO3, K2SiO3 называют низким или растворимым стеклом. Они используются для пропитки древесины, чтобы придать ей огнеупорность. Водный раствор Na2SiO3 применяется в качестве силикатного клея. Нерастворимые силикаты тугоплавки. Природные силикаты имеют сложный состав и строение.
K2O ∙ Al2O3 ∙ 6SiO2 - полевой шпат.
K2O ∙ 3Al2O3 ∙ 6SiO2 ∙ 2H2O - слюда.
3MgO ∙ 2SiO2 ∙ 2H2O - асбест.
Al2O3 ∙ 2SiO2 ∙ 2H2O - коалинит.
Силикаты, содержащие в своём составе Al2O3, называют алюмосиликатами (см. «Коллекцию минералов»).
Химические свойства силикатов.
Опыт 3 : В водных растворах силикаты подвергаются гидролизу
Na2SiO3 + H2O ↔ NaHSiO3 + NaOH (опыт)
SiO32- + H2O ↔ HSiO3- + OH- (щелочная среда)
1. Взаимодействие с кислотами
(даже угольная кислота вытесняет кремниевую кислоту из
растворов её солей)
Na2SiO3 + 2HCl → 2NaCl + H2SiO3↓
SiO32- + 2H+ → H2SiO3↓
2. Взаимодействие растворимых силикатов растворимыми
солями
NaSiO32- + MgCl2 → MgSiO3↓ + 2NaCl
SiO32- + 2Mg2+ → MgSiO3↓
Практическое значение имеют искусственные силикаты: стекло,
цемент, керамика, жидкое стекло (используют для изготовления
кислотоупорных бетонов, замазок, силикатного клея, им пропитывают ткани, дерево, бумагу и для придания им огнестойкости и водонепроницаемости).

IV. Закрепление и контроль знаний.
Сказка – загадка об оксиде кремния и кремниевой кислоте (см. «Материалы к уроку»).
Опыт 4: Распознайте растворы солей: силиката калия и карбоната калия используя один реактив. Запишите уравнения реакций в полном и сокращенном виде (см. «Материалы к уроку»).
Вывод: соединения кремния отличаются от аналогичных соедине-ний углерода. Это обусловлено особенностью строения кремния и его способностью образовывать связи Si ― O ― Si. Свойства веществ зависят от их строения, в чём мы убедились изучая соединения кремния.

V. Рефлексия и подведение итогов.
1. Как оцениваете свой уровень усвоения изученного?
а) высокий;
б) средний;
в) удовлетворительный.
2. Что нового вы узнали о соединениях кремния?
3. Каким было ваше настроение во время урока?

VI. Домашнее задание.
I уровень - §47 упражнение 1, 5 стр. 179
II уровень - §47 упражнение 2, 3, 7 стр. 179
III уровень - §47 упражнение 2, 3, 8, 10 стр. 179

Литература:
1. Кузнецова Н.Е., Титова И.М. Химия 9 класс.- М., Вента-Граф, 2004.
2. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия.- М., АСТ-Пресс, 1999.
3. Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии.
Часть II.- М., Просвещение, 1993.
4. Гацко Г.Н. Химия республики: Книга для учителя.- Мн.,
Нар. асвета, 1985.
5. Пак М.С. Дидактика химии.- М., Владос, 2004.

Сведения об авторе:
Ильющиц
Светлана
Александровна
Место работы: 184530. г. Оленегорск, Мурманской обл.,
ул. Кирова 7
МОУ ОСОШ №3 раб. тел. (8 815 52) 57-154
Должность: зам. директора по учебной работе,
учитель химии

E-mail: lana0368@mail.ru


Урок литературы в 11 классе. Автор: Назарова Т.Г., учитель русского языка и литературы высшей категории.
Место работы: г. Оленегорск, Мурм. обл., ул. Кирова, д.7, МВСОУ ОСОШ №3. 
«Разбудить Человека в человеке» (по рассказу Захара Прилепина «Белый квадрат»)
 «…болит, оттого что я люблю» Захар Прилепин.
Цели урока:
  ü Дать общее представление о творчестве современного писателя Захара Прилепина, показав своеобразие стиля, новизну в изображении психологического состояния человека.
  ü Вызвать желание обсудить прочитанное, высказать собственное согласие (несогласие), аргументировав свою точку зрения
  ü Развивать умение анализировать текст произведения в единстве формы и содержания
  ü Развивать умения сочувствия, сопереживания, в том числе путем проецирования ситуации художественного произведения «на себя»
Оборудование урока:
Мультимедийный проектор, экран, презентация «Жизнь и творчество Захара Прилепина», листы с напечатанными высказываниями З. Прилепина о России, творчестве писателя и о себе (приложение № 1)
Предварительное домашнее задание:
  ü Прочитать книгу З Прилепина «Грех», иметь на уроке текст рассказа «Белый квадрат».
  ü На основе анализа данных высказываний составить для себя психологический портрет писателя
  ü Найти в периодической печати и подготовить сообщения о псевдониме писателя (для группы учащихся)
                                                                                                       Ход урока.
 Слово учителя: Представьте себе, что вы никогда не читали произведения Захара Прилепина. Какую характеристику ему как гражданину, писателю, человеку вы могли бы дать, проанализировав данные высказывания? (Приложение № 1)
 Предполагаемые ответы учащихся (далее – просто «ответы учащихся»): Очевидно, это смелый, независимый человек, любящий свою страну, испытывающий и гордость, и боль за нее, знающий русскую историю и культуру, верящий в великое предназначение России, в коллективный разум. Скорее всего, он любит писательское «дело», гордится и дорожит «званием» писателя, критически относится к своему творчеству, не страдает графоманией… Это писатель «с душой, которая болит», способной отзываться на все изменения в мире, верующий (не обязательно в религиозном смысле). Слово учителя: В целом, вы правильно составили портрет Захара Прилепина. Вот что пишет о нем Дмитрий Быков, писатель, поэт, публицист, теле- и радиожурналист: «Он остается активно работающим, востребованным и читаемым писателем, умудряется дерзить в глаза президенту, не боится ни черта, ни общественного мнения и не забывает «размножаться», чтобы было, кому строить счастливую настоящую Россию».
Слово учителя: Послушаем сообщения учащихся об истории псевдонима писателя.
Сообшения учащихся: Евгений Лавлинский и Захар Прилепин… Как соотносятся эти имена? Многие источники сообщают, что Захар Прилепин — это псевдоним Евгения Лавлинского. На самом деле псевдоним — и то, и другое. Начиная печататься, Евгений Прилепин, как он объяснил недавно («Известия», 2007, 7 сентября), берет фамилию своей бабушки, двигаясь, в сущности, по проторенному пути изобретения благозвучных псевдонимов. Евгений — имя, излюбленное Пушкиным, популярное в дворянских кругах русского общества, — с фамилией Прилепин и в самом деле сочетается плохо. С фамилией Лавлинский — куда лучше. Фамилия с окончанием «–ский» часто указывает на причастность рода к наследственному землевладению, это окончание имеет добрая половина русских княжеских фамилий (Можайский, Пожарский, Волконский) и многие дворянские. Такие фамилии часто выбирают своими псевдонимами актеры. Евгений Лавлинский — имя звонкое, кажется, само рвущееся на обложку поэтической книги. Однако же Евгений Прилепин, уже известный в журналистике как Евгений Лавлинский (да и стихи он публиковал под этим именем), нащупав свою литературную тему, решил назваться Захаром Прилепиным. Дисгармония имени и фамилии снова устранена, но прямо противоположным образом. Захар – имя простонародное. Но еще Пушкин сетовал по поводу «сладкозвучнейших греческих имен». Трудно себе представить Онегина или Печорина с именем Захар. Зато им назван неповоротливый, ленивый, неряшливый и ворчливый слуга Обломова. Захар Прилепин — звучит шершаво, тяжело, угрюмо, но «почвенно, кондово». И в этом выборе имени сконцентрирована писательская стратегия автора, сочиняющего свой образ-маску.( Журнал «Новый мир», 2007 - № 12)
Слово учителя: «Грех» - это третье большое произведение писателя ( первый роман «Патологии» был о войне, второй – о националбольшевиках), получившее в 2007 году премию имени Юрия Казакова — за лучший рассказ года ( одноименный рассказ «Грех»). Как вы понимаете значение слова «грех»?
Ответы учащихся: - отступление от общепринятых нравственных норм и ценностей; - компромисс с собственными принципами, со своей совестью; - нарушение установленных обществом правил поведения;
Слово учителя: В «Большом толковом словаре русского языка» (Российская Академия Наук, С. – П.: Норинт, 2003) значения слова «грех» объясняются следующим образом:
   1. у верующих – это «нарушение действием, словом или мыслью воли Бога, религиозных предписаний, правил»
   2. «предосудительный поступок, недостаток»
Слово учителя: Какие вопросы рождает у вас само заглавие книги «Грех»?
 Ответы учащихся: Кто согрешил? Почему? В чем это проявилось?
Слово учителя: Действительно, «согрешивших» в произведении много: ведь книга - не роман, а скорее, сборник рассказов, объединенных общей идеей. Все герои - «грешники» - это обычные люди, такие же, как мы с вами, живущие, может быть рядом с нами… Все рассказы книги носят условно автобиографический характер, Почти все они написаны от первого лица, (кроме «Сержант» и «Грех»), почти во всех действует главный персонаж по имени Захар, он же повествователь, и почти все они исполнены бьющей через край жизненной энергии, почти все… Кроме рассказа «Белый квадрат», проанализировать который мы сегодня и попробуем. Беседа по тексту произведения: Вопрос учителя: Образ одного из главных героев рассказа сливается с образом рассказчика. Кроме того, и зовут героя Захаркой (сравните: автор рассказа - Захар Прилепин). Как вы думаете: почему?
Ответы учащихся: Рассказ от первого лица всегда интереснее, эмоциональнее, «сильнее», рассказчику больше доверяешь и сочувствуешь, так как он был непосредственным участником события, а не просто очевидцем.
Вопрос учителя: Сколько временных пластов в рассказе? В чем их функциональное назначение?
Ответы учащихся: В рассказе сосуществуют два временных пласта: настоящее, представленное в разговоре повзрослевшего и уже постаревшего Захара с воображаемым собеседником Санькой, и прошлое, представленное развернутыми и очень яркими воспоминаниями о детстве (к старости детство вспоминается очень ярко и зримо) самого Захара. Если прошлое составляет основную ткань сюжета, то настоящее - это связующая часть композиции, именно она не дает рассказу «рассыпаться», и она же содержит непрямую авторскую оценку происходящего. Настоящее в рассказе очень коротко, очень емко и весьма трагично. Это разговор автора с воображаемым собеседником, которого давно нет на свете: «он и не приходит никогда», и никто «не знает, где он». Настоящее в рассказе «отравляет прошлое», не дает воспоминаниям детства быть такими светлыми, чистыми, радостными и яркими, как хотелось бы автору. И все – таки детство остается детством.
Вопрос учителя: Прочитайте диалог главного героя с воображаемым собеседником «в настоящем». Прокомментируйте его по возможности.
Ответы учащихся: Учащиеся читают и комментируют.
Вопрос учителя: В какую игру играли деревенские дети? Сколько примерно лет было главному герою рассказа - Захарке?
Ответы учащихся: В основе сюжета лежит описание увлекательнейшей и любимейшей игры всей детворы того времени – игры в прятки, когда деревенские ребята, пока водящий считает до ста, должны были спрятаться, а потом, неожиданно выскочив из укрытия «застучаться в белый квадрат, нарисованный на двери сельмага кирпичом». Захарке было примерно 5 лет, он был самым маленьким.
Вопрос учителя: Как относятся ребята к Захарке? Почему?
Ответы учащихся: Главный герой – Захарка – ( а не Захар, таким он остается до конца повествования) был самым маленьким в компании деревенской «пацанвы». С ним особенно не считались, его почти не замечали, оттого ему более ценно уважительное, почти «на равных» отношение к нему Сашки – весельчака и всеобщего любимца.
Вопрос учителя: Сколько лет было Сашке? Почему Захарка так хотел на него походить?
 Ответы учащихся: Как у большинства деревенских мальчишек, у Захара был свой кумир. Этим кумиром был Сашка. Он «был необыкновенный», с «солнечным чубом, нежной красоты лицом, всегда готовым вспыхнуть осмысленной, чуткой улыбкой». Он не говорил «мерзких пошлостей, не матерился», жал малышам руку по – мужски. Не удивительно, что у местной малышни «сердце прыгало ему навстречу». Девятилетний Сашка даже не боялся десятилетних хулиганов - близнецов Чебряковых, только он смог «ненатужно и весело» рассмеяться, когда один из братьев полез на дерево и порвал рукав.
Вопрос учителя: Какой способности Сашки не переставал завидовать Захарка, даже став взрослым?
Ответы учащихся: Смелости и независимости. Сашка один мог на вопрос: «Че ты смеешься?» легко и открыто заявить: «А ты мне не велишь?». Захарка всю жизнь искал повод, «чтобы так сказать – как Сашка» - «… и не смог найти; а он нашел – в свои девять лет».
Вопрос учителя: Как Сашка удивлял деревенских ребят?
Ответы учащихся: Тот не уставал удивлять сверстников своими «способностями», мог каркать, передразнивая ворону; куда он только не прятался… Однажды выскочил из своего убежища верхом на козе, крича «Чур меня, чур!». В этот раз он тоже хотел всех удивить…
Вопрос учителя: Честно ли Захарка исполнил свои обязанности «водящего»?
Ответы учащихся: Да. Он «бродил по кустам, высоко поднимая тонкие ножки, крапива стрекала его, и на лодыжках расцветали крапивьи волдыри, а по спине ползли зернистые мурашки озноба»; он сопел, видя, «как кто – то неспешно слезает с дерева и спокойно удаляется при его приближении домой» – и не решался окликнуть. «Эх, что же вы, ре – бя – та…», - шептал он горько, как будто остался в одиночестве на передовой.
Вопрос учителя: Почему Сашку не нашли? Зачитайте эпизод возвращения Захарки домой.
Ответы учащихся: Стечение случайных обстоятельств: «завечерело и похолодало, пацанам расхотелось продолжать игры», «родители Сашки подумали, что он остался у бабушки; бабушка – что он ушел к родителям», «телефона тогда …не было», мама не захотела выслушать сына (возможно, Захарка рассказал бы, что не всех ребят нашел). Вода в тазике, когда мама моет Захарку, «теплая», а масло на бутерброде «холодное». «Мама, я хочу рассказать тебе про игру». «Сейчас…». «И еще один стакан чая…» «Куда ты, мама? Я хочу рассказать сейчас же…» «Ну вот, ушла. Тогда я буду строить из сахарных кубиков домик»
 Вопрос учителя: Виноват ли Захар в гибели Сашки? Докажите цитатами из текста.
Ответы учащихся: Скорее всего, Захарка не является прямым виновником гибели Сашки. Стечение случайных обстоятельств, как уже говорили, приводит к трагедии – страшной гибели человека. Уходя домой последним, проходя мимо сторожа, окурок которого «вспыхивает, будто сердце, последний раз толкающее кровь», Захарка прикладывает руку к белому квадрату (туда, где сидит спрятавшийся в последний раз Сашка) и шепчет: «Чур, меня!» Вопрос учителя: Еще раз перечитайте диалог Захарки с Сашкой, заново прокомментируйте его. Становятся ли понятнее реплики героев? Какие именно и почему? Ответы учащихся: Сашке «холодно и душно» - это последние ощущения мальчика перед смертью. При упоминании о холодильнике его лицо от крика готово «хряснуть пополам, как тушка замороженной птицы». В первой же реплике воображаемый собеседник (Санька) говорит герою, что тот постарел, добавляя далее, что, очевидно, герой ищет облегчение в собственных «оправданиях перед жизнью», более того, сам верит собственным оправданиям. И это действительно так, иначе постаревший уже («стареешь особенно быстро, когда начинаешь искать перед жизнью оправдания» ) герой не пришел бы сюда и не ждал бы «отпущения грехов»: « Я не в силах вынести это, раздели со мной». Но Сашка не может его простить (Сашки просто нет, и прощать некому), поэтому он и не слышит (временами диалог переходит в монолог, реплики повисают в воздухе). Поэтому последние «слова» Сашки: «Нет, Захарка».
 Вопрос учителя: Зачем Захарка, став уже взрослым и даже постарев, снова приезжает в деревню? Ответы учащихся: Даже косвенная причастность к гибели человека, сама мысль о том, что все могло бы быть иначе, если бы не…отравляет жизнь. Самое страшное и обидное, что в прошлом ничего не поправить, не «стереть ластиком и не переписать заново испорченную страницу жизни». С этим надо жить. Не случайно, приехавший Захар говорит Сашке: «Я вернулся домой, Саш», на что тот отвечает: «Я тебя звал».
Вопрос учителя: .Почему рассказ называется «Белый квадрат»?
 Ответы учащихся: У замерзшего в холодильнике Сашки «на лице намерзли слезы», был раскрыт «квадратный рот с прокушенным ледяным языком»… Всплывает заглавие рассказа - «Белый квадрат ». Вероятно, это и квадрат, нарисованный белым кирпичом на двери сельмага, и белевшая дверца стоящей рядом морозильной камеры, а еще это белое, холодное, пустое, незаживающее и незарастающее пятно на совести и в душе героя. Вопрос учителя: Почему в рассказе несколько временных пластов? Ответы учащихся: Сочетание двух временных пластов делает сюжет более трагичным, убедительным, полновесным. Представим на мгновение, что повествование лишилось бы разговора Захара с Санькой, что речь шла бы только о трагическом происшествии во время детской игры. Рассказ потерял бы очень многое. Именно «невозможность » избавиться от чувства вины, получить прощение от «ушедшего в небытие» создает нравственный пафос произведения.
Вопрос учителя: Попробуйте определить авторскую позицию в рассказе. Согласны ли Вы с ней?
Ответы учащихся: С этим надо жить. Но жить, пересмотрев свои жизненные ценности, может быть, жить за двоих: за себя и Саньку? Ежеминутно ощущая груз ответственности. Очевидно, в этом и заключается авторская позиция. Каждый должен жить с тем, что он совершил в жизни; у каждого из нас есть свой крест, и его надо пронести до конца достойно, не перекладывая ответственность на окружающих, на случай, на стечение обстоятельств,. Да, нести его надо достойно, даже если тебе очень больно, горько, невыносимо тяжело, только тогда ты достоин звания Человека. Воспоминания о детстве порождают и радость, и боль в душе героя одновременно. В конечном счете, время не спасает от ответственности. Помнить – значит сохранять верность себе. Измена памяти влечет за собой расплату, ценой которой может стать вся жизнь, и, в первую очередь, ощущение ненужности, отчуждения человека от самого себя. Мне кажется нравственный пафос произведения в провозглашении единственной и безусловной ценности на свете – это ценности человеческого бытия, человеческой жизни.
Слово учителя:
Таким образом, сразу несколько проблем поднимает Прилепин в рассказе «Белый квадрат»: проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей ценности человеческой жизни в изображении писателя поражают не только силой художественной изобразительности, но и своей подчиненностью каким – то внутренним, неведомым человеку законам.
Слово учителя ( под запись): Отличительные черты прозы Захара Прилепина (как мы с вами увидели):
- проза писателя, принадлежащая по – своему эмоциональному строю веку ХХI, и современна, и по - хорошему старомодна (поскольку в ней поднимаются «вечные» проблемы долга, совести, ответственности); и жизненна, и трагедийна одновременно;
- живость, образность языка, использование разговорных конструкций и просторечной лексики;
 - непосредственность повествования и влюбленность в жизнь во всех ее проявлениях; - главное в рассказах не движение сюжета, а Чувство, ощущение, настроение; -
 аморфность, фрагментарность рассказов, это, скорее, жизненные зарисовки;
 - безоглядная «детскость, мальчишество» в восприятии мира сочетается с вызовом и протестом против его несовершенства.
           Подведем итоги урока:
У многих из нас есть в жизни поступки и проступки, о которых нам неприятно, стыдно, а иногда больно и обидно вспоминать (возможно, их и нельзя «оценить человеческой жизнью»). Но только тот может называться «Человеком», кто берет на себя ответственность за все, совершенное им самим и за все, происходящее рядом с ним, на его глазах. По – моему, именно об этом говорит Захар Прилепин. Мне кажется, что в наше время очень трудно «достучаться» до современного читателя, пресыщенного «крутыми боевиками, детективами», многочисленными ужасами и убийствами. На мой взгляд, Захар Прилепин справился с вечной писательской задачей: «разбудить в человеке человека». А вы как считаете? Задание учащимся в конце урока - если вас тронула история, описанная в рассказе, поставьте себя на место героя произведения, опишите появившиеся при этом мысли и чувства; повествование ведите от первого лица; - если описанная история оставила вас безучастным, попробуйте объяснить, почему; в этом случае найдите в тексте рассказа примеры перечисленных особенностей прозы З. Прилепина.
         Задания учащимся на дом:
Выполните одно из предложенных заданий на выбор:
 - прочитайте другие рассказы З. Прилепина из книги «Грех», попытайтесь найти некоторые из перечисленных особенностей повествования;
- найдите в Интернете сведения о жизни и творчестве Захара Прилепина,
подготовьте сообщения о писателе к следующему уроку
           Приложение № 1
   Высказывания З. Прилепина о России:
 «На независимых и смелых людей в России в последнее время большой дефицит »
 «Есть такая точка зрения, что Россия жива, покуда в ней есть хоть один праведник». «Я думаю, что нация — это, собственно, не только те сто пятьдесят миллионов, что живут сейчас в России. Нация — это все мы, что тут живут, жили и легли костьми, все разом. Все имеют право на свой голос».
« У меня есть идеалистическая, наивная вера в коллективный разум народа. Это единственное, на что мы можем сегодня опереться…Недаром власть сегодня вынуждена жить в соответствии с запросами общества. И этот патриотический дух нации начинает влиять на власть, вести ее».
«Мне однажды один истово верующий доказывал, что если бы все русские люди встали, скажем, 23 июня 1941−го и разом прочли молитву — то немецкое воинство распалось бы непременно…»
Высказывания о писательском труде:
«Если Вам предложат какие-то преференции — тиражи, гонорары — взамен за какие-то обещания, вы готовы поступиться чем-то?»
«Я уверен, что никакие обещания не заставят меня изменить свое мнение о происходящем. У меня и так есть все, что надо. Вы заставляете меня произнести пошлую фразу — но вы спросили, и я отвечаю: «Что называется, меня не купят »».
 «Я не берусь за новый текст, пока не опубликовано то, что уже написано. Жизнь и так (по-хорошему) сложна: нелепо в придачу ко всему иному нести на себе груз непризнания».
«Любой текст, который я прочитал, я могу разложить на составные части, но по большому счету важна сила внутреннего чувства».
«Я считаю, что писать много - это дурной вкус. Книги надо писать тогда, когда их надо писать. Нет никакой необходимости выдавать по роману в год». Высказывания о себе: «Есть ощущение, что Господь с нами и что он не оставит нас».
«Я могу вспомнить слова Александра Башлачева: то ли я люблю, оттого что болит, то ли болит, оттого что я люблю».

Форма входа
Календарь новостей
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Поиск
Образовательные учреждения
г. Оленегорск

$Комитет по образованию$